Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
19 апреля, Киров 6.8°
Курс ЦБ 94.09 100.53
Жизнь в городе

История под носом: Ми-26, работавшие в Чернобыле, закопаны в Кирове?

Мало кто знает, что борты, участвовавшие в легендарной операции, долгое время находились в нашем городе

Увы, но часто бывает такое, что прямо под нашим носом творилась целая история, или мы видели ее своими глазами, но не знали об этом. Только подумайте — у каждой раритетной вещи, у каждой раритетной техники был такой путь, которому можно удивляться, и которым можно гордиться. 

Знали ли вы, что в Кирове некоторое время стояли вертолеты, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции? Старожилы, военнослужащие возможно и знали об этом. А молодому поколению узнать об этом будет интересно. Тем более, на фоне «взорвавшего» общественность мини-сериала «Чернобыль» от американской студии HBO.

Фрагмент из сериала «Чернобыль» от HBO

Углубимся в историю

Когда формировалась 4 вертолетная эскадрилья 276 отдельного вертолетного полка (Боровцы), с Ростовского вертолетного производственного объединения были получены 12 вертолетов Ми-26. Еще два таких вертолета было передано из 344 ЦБПиПЛСАА г. Торжок.

Каждый из них имел бортовой номер: 57 и 58 были переданы отдельно. А борты под номерами 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 передали с Ростова. Летчики 276-го ОВП решали боевые задачи в Афганистане. А позже, весной 1986 года, летчики убывают в Чернобыль для ликвидации последствий аварии на АЭС. 

Борт 68-ой над ЧАЭС

Вертолеты шли в Чернобыль первым потоком. Чем они занимались? Они сбрасывали на парашютах свинцовые чушки, которые имели свойство понижать температуру расплавленной массы внутри реактора. И это определенно сыграло свою роль. Об этом в видео рассказывает Валерий Стародумов, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Более того, борт 68-ой крупным планом фигурирует в видеоматериале студии «Телекон», которая представила телецикл "1986.04.26 P.S" к 30-й годовщине аварии.

Много интересного ищи в нашем Instagram. Подпишись!

Подписывайтесь на наш паблик! | ВКонтакте Город Киров точка РУ и читайте главные новости дня

В этом материале журналист задает вопросы летчику о трудностях работы над реактором.

«С 5 мая работаем. Сейчас обрабатываем площадь вблизи ректора. Работа обыкновенная. А чего бояться? Все по плану, все отработано».

Снимками занимался «главный фотограф» Чернобыля Игорь Костин. Он погиб в 2015 году в ДТП. Костин одним из первых был на месте аварии, и единственным, кто сделал снимки разрушенного реактора. Его снимок даже попал в французский журнал PHOTO.

В июле 1989 года редакция пустила в тираж выпуск, посвященный Советскому Союзу. Назывался он L'Union des Républiques Sovietiques Socialistes, или сокращенно, L'URSS. Репортаж о Чернобыле располагался на 68-ой странице (совпадение?). 

Обложка выпуска журнала PHOTO от 1989 года, посвященного СССР

Сканы страниц журнала сделал пользователь ЖЖ FOTO_HISTORY.  

Что случилось дальше?

Через два года после аварии, в 1988 году десять вертолетов, имеющих высокий уровень радиации, отогнали на площадку-могильник, расположенную недалеко от Чернобыля. А что с остальными? Борт «68» был доставлен в Кировское военное авиационно-техническое училище (КВАТУ), в качестве учебного пособия. Однако мало где упоминается, что в КВАТУ отогнали еще один борт, принимающий участие в событиях на ЧАЭС — 58-ой.

Александр Машков, курсант Кировского военного авиационно-технического училища с 2003 по 2006 год:

— На Ми-26 я не обучался и не был на нём. Я изучал Ми-8. Но с самого начала обучения меня интересовал тот факт, что этот борт (68 — прим.ред.) принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС. Об этом нам рассказал преподаватель по РХБЗ, еще на курсе молодого бойца. Именно он поведал,что решение о передаче в КВАТУ 58 и 68 возникло из-за того, что вертолёт на то время был новейшим, и наработка была маленькой, чтобы вот так просто отдать в училище в качестве учебных пособий. А тут такое событие, вот и проблема решилась сама собой. Вот и выпала им честь как самым "чистым" прибыть в КВАТУ.

Выпускник училища вспоминает, что по началу никто не догадывался о судьбе этих вертолетов. Но позже факты вскрылись. Однако, после обследования дозиметрами ничего критичного не нашли, и курсанты обучались на них до 1999 года.

«Потом Министерство обороны РФ не требовало специалистов на Ми-26»

Александр также рассказал, что 58-ой борт в конце 90-х годов распилили.

— Просто в таких масштабах как КВАТУ выпускало специалистов, на Ми-26 они не требовались, в войсках их переучивали с Ми-8 и Ми-24. Поэтому 58 борт в конце 90-х годов распилили, чтобы место не занимал. Обломки его и при моей бытности лежали на аэродроме. На аэродроме лежала центральная часть фюзеляжа, киль и втулка несущего винта.

Среди кировчан бытует слух о том, что эти вертолеты были закопаны на территории училища. Отсюда появляется страх — ведь эту территорию в дальнейшем будут застраивать.

Александр Васильевич Василенко, майор, в свое время работал в КВАТУ:

— На территории училища ничего не закапывали. Тогда приехала специальная организация. Они порезали аргоном вертолеты и вывезли. Такую махину просто невозможно было закопать там. На момент их прилета в училище меня там не было.

Кстати, товарищ майор отметил, что в КВАТУ вертолеты прилетели своим ходом. 

Также была информация о том, что вывозом частей вертолетов и их утилизацией занималась компания «Куприт». Однако главный технолог организации причастность к этому и в конце 90-х, и в 2009 году, опроверг.

Воспоминания пользователя safaniuk на ЖЖ:  

«В 1987 году в Кировское ВАТУ пригнали Ми-26. Конечно это было событие! С него даже ВАПы (выливные авиационные приборы — прим.ред.) не сняли. Елозили задницами по нему курсанты двух или трех выпусков. Но еще тогда мы обратили внимание, что под ним не росли одуванчики (желтенькие цветочки). А потом вышел журнал ОГОНЕК с фоткой этого Ми-26, бортовой 68, над Чернобыльским реактором. Утащили его в дальний угол аэродрома и в дальнейшем разобрали - распилили.

Как уже справедливо было отмечено, это все от не знания. А на тот момент, еще и от непонимания и страха».

Что касается борта «68», то по имеющейся информации, он был распилен и вывезен в 2009 году.

Дальнейшая судьба двух бортов, к сожалению, не известна. Что касается самого училища, то оно было расформировано в 2009 году. Последние курсанты КВАТУ выпустились в 2008 году.

В 2018 году вся территория училища, включающая участки и объекты, была передана в собственность Кировской области из собственности Министерства обороны РФ. Что теперь будет на месте училища — непонятно. Были разные версии — от жилого комплекса с садиками и школой, до большого парка. Буквально недавно для КВАТУ поменяли зону застройки — с «промышленных и коммунально-складских предприятий» на зону «общественной деловой застройки».  

Вход в один из заброшенных корпусов училища. Фото от 2017 года

Наш собеседник и выпускник КВАТУ Александр Машков сказал, что в курсе всех событий, которые происходят с училищем.

— Со мной много ребят служит и с Кирова, и с области. Рассказывают о судьбе территории. Очень жаль училище, сильные были преподаватели и мощная учебная база. Курсанты,  несмотря на 3 года обучения, приходили в полки уже готовыми специалистами, а сейчас с Воронежа приходят полуфабрикаты широкого профиля.

Пустующий и заросший аэродром в КВАТУ

При составлении этого материала использовались данные с «живого журнала» пользователей Safaniuk, FOTO_HISTORY и с сайта Aviaforum.ru. Также выражаем благодарность в содействии Александру Машкову и Александру Василенко. 

Фото: aviaforum.ru, safaniuk.livejournal.com, foto-history.livejournal.com, gorodkirov.ru

Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров