Стройка за «Алыми Парусами»: что сделают с памятником культуры?
Чтобы объект культурного наследия исключить из реестра, необходимы огромные вложения
8 октября 2014. Памятники культуры в Кирове. Проект развития территории на месте корпусов Кожно-венерологического диспансера и наркодиспансера за «Алыми парусами» уже утвержден, и он предполагает снос здания, которое является объектом культурного наследия. Речь идет о доме, где с 1912 по 1927 год работала видная революционерка и общественный деятель Людмила Константиновна Громозова.
На фоне событий, происходящих в настоящее время вокруг дома известного художника Николая Хохрякова, данный вопрос уже сейчас начинает волновать общественность: как поступят с объектом культурного наследия - домом революционерки? Так, вопрос сейчас изучается Алексеем Кальсиным, членом Правления Ассоциации по защите прав малого и среднего бизнеса Кировской области и помощником депутата Законодательного собрания Валерия Туруло. Именно он и обратился с просьбой разобраться в возникшей ситуации.
Ранее, в департаменте строительства и архитектуры Кировской области интернет-порталу «Город Киров.RU» сообщили, что дом находится в аварийном состоянии, поэтому сохранять его не имеет смысла. Возможно оставить память о революционерке путем создания мемориальной таблички, но чтобы начать строительство, нужно вывести объект из реестра объектов культурного наследия. Таким путем, теоретически, и планируют следовать.
Как удалось выяснить Виктору Пленкину, члену Комитета спасения мемориала «Дворец пионеров», техническое состояние объекта (в данной ситуации дома, где жила Громозова) не является основанием для исключения его из списка памятников истории и культуры.
В департаменте культуры Кировской области с недоумением воспринимают подобную информацию о решении судьбы объекта.
Татьяна Мазур, заместитель главы департамента культуры Кировской области:
— Чтобы снести здание, нужно исключить его из реестра объектов культурного наследия. А вы попробуйте исключить! Для этого нужно Постановление Правительства Российской Федерации, а еще ранее необходимо провести государственную экспертизу, подготовить документацию и так далее. Если кто-то готов вложить средства, а они здесь потребуются немалые, то пожалуйста. Но пока такой практики не было.
Татьяна Сергеевна также уточнила, что заявлений об исключении здания из реестра не поступало ни от собственника, коим фактически является департамент собственности Кировской области, ни от балансодержателя - департамента здравоохранения.
Остается непонятным, почему вообще нарушен механизм взаимодействия между департаментом строительства и департаментом культуры по вопросу сохранения объектов культурного наследия, ведь ситуация повторяется. Никто не дает гарантии, что объект будет находится под охраной и в один день потенциальный застройщик не начнет сносить здание, как это было с музеем Хохрякова.
Кстати, в этом вопросе возникли споры. Разрешить их планируется через суд, а пока одни рассуждают, что сносят вовсе не дом Хохрякова, а здание на Володарского, 125. Музей же, по документам, расположен на Копанском переулке,4. Другие не видят ценности в деревянном строении, которое вот-вот рухнет. Наконец, третьи чтут то немалое историческое наследие, которое имеет наш город, и пытаются добиться сохранения памятника.
Можно предвидеть, что в вопросе сохранения Дома, где работала Громозова, общество поделится на два лагеря. С одной стороны, ныне медицинское учреждение находится в плачевном состоянии, речи о его реконструкции не звучало, со временем оно разрушится полностью. Но с другой, если верить Интернет-публикациям, Людмила Громозова, как и ее сестры, была видным деятелем на Вятке, ее роли нельзя исключить из истории.
Людмила Константиновна (1879-1927) - с 1900 года жила в Петербурге, вошла в социально-демократическую организацию, вела агитацию среди рабочих, работала в нелегальной типографии. Была арестована, приговорена к ссылке. Ее речь на суде распространялась в списках, затем была издана отдельной брошюрой. Бежав из места ссылки, Громозова эмигрировала, в Женеве встречалась с Лениным. После Первой русской революции отошла от политики, окончила женский медицинский институт, а затем вернулась в Вятку, где организовала психоневрологический диспансер, который и собираются сносить. Была похоронена на территории этого диспансера, под окнами своего кабинета. Так что, на месте возможной стройки имеется еще и могила революционерки.
Фото:progorod43.ru