Колонка журналиста портала «Город Киров.RU» и позиция учительницы математики на этот счёт
Ровно через неделю дети вновь пойдут в школу. Не дистанционно, как ранее многие думали. В некоторых регионах даже пройдут торжественные линейки, а затем начнется процесс грызения гранита науки — для кого-то утомительный и нежеланный, а для кого-то весьма интересный.
Если вспоминать свои годы в школе, то туда мне хотелось только по одной причине — общение со сверстниками. Ведь что может быть лучше, чем обсуждение последних новостей, сидя на подоконнике во время перемены, за поеданием булочки из столовой? Как рядовой троечник, могу сказать, что учеба была интересна мне лишь частично. Как и у всех, у меня были и любимые и нелюбимые учителя. И да, проблема в нежелании учиться была лишь во мне. Но почему это нежелание возникло?
От части — из-за ветра в голове. Зачем сидеть 6 уроков в школе, когда можно пойти во двор и погонять мяч? С другой стороны — подача материала учителями и их поведение. И да простят меня учителя, которые сейчас прочитают эту статью, но местами предметы были поданы сухо и неинтересно. И я прекрасно понимаю, что такая проблема существовала и существует до сих пор. Возможно, дело в мотивации учителей? Или в их советской закалке? Ведь если ребенку изначально не показать, что предмет может быть интересным, то ученик проведет уроки в полулежащем состоянии на парте.
На вопрос, возможно ли полюбить обучение в школе, ответ только один: конечно возможно. Об этом наша редакция поговорила с учительницей математики из Санкт-Петербурга и уроженкой Кирова, Марией Новиковой. 25-летняя преподавательница ведет свой блог в Инстаграме о математике и показывает, что даже такой ненавистный многими предмет может быть увлекательным, интересным и простым в обучении.
— Большая часть, конечно, зависит от учителя. Сейчас, кстати, согласно последним исследованиям, дети ненавидят эти старые советские подходы, когда учитель стоит и отчитывает на весь класс. Или как у нас было, когда отчитывают всех за то, что кто-то не пришел. Учитель должен изучать новые методы работы, пробовать это, придумывать что-то свое, какие-то инновационные продукты создавать. Заинтересовать можно всех — даже самых хулиганистых детей.
Я вспоминаю из своей школы, как нам учитель математики объяснял формулы приведения через кивки головы — вверх, вниз, влево, вправо. И это так просто! Я до сих пор этот момент помню. И своим детям я тоже стараюсь давать какие-то легкие, приятные и интуитивные моменты для запоминания. Допустим, задачи на нахождение объемов. Лучше детям показать это наглядно, взять две вазы с водой и следовать условиям задачи, переливая воду так, как указано. Самое главное — объяснять сложные математические модели через простые вещи. Детям это нравится, и они это запоминают лучше.
Но сейчас детям придется сложнее. Ведь после такого большого отдыха (не будем забывать, что каникулы длились не 3 месяца, а больше по известным причинам) ребятам будет труднее начать учиться. А что изменится с этого учебного года? Будет ли труднее? Объясняет снова Мария:
— Во-первых, ребятам предстоит за более короткие сроки пройти больше материала. То что они могли не усвоить или слабо усвоить в апреле и мае. То есть, за 9 месяцев мы должны пройти материалы за 11 месяцев. Например, в пятом классе это очень важные темы, такие как десятичные дроби, проценты. Да и во всех классах было пропущено что-то важное. Плюсом, будет требоваться больше времени на раскачку, так как каникулы были не 3 месяца, а можно сказать, что 5 месяцев. И понадобится больше времени, чтобы привыкнуть к новым, очень сложным требованиям.
Но с другой стороны приятно, что многие ученики сами хотят в школу. У них появляется какая-то другая внутренняя мотивация. Сегодня один мой ученик из 6 класса, хулиганистый мальчик, говорит мне: «Мария Сергеевна, я хочу в школу, я уже не могу сидеть дома. Я буду себя хорошо вести». Детям не понравилось дистанционное обучение — и им было трудно, и учителям было трудно проверять домашние задания. Такие процессы должны налаживаться в течение года.
И еще. В сентябре начнется проведение ВПР (Всероссийские проверочные работы). Обычно они проводятся в мае, но по понятным причинам их перенесли. И это будет дополнительным стрессом для ребенка в самом начале учебного года.
Одно ясно точно — видение обучения и отношение детей после всего, что произошло весной 2020 года, станет совершенно другим. Известно еще и то, что в кировских школах обучение по субботам будет дистанционным.
Ранее мы сообщали о том, что на сайтах школ Кирова появилось единое меню для учеников начальных классов. Ознакомиться с рационом вы можете в нашем материале.