Почему «прозрачный» бизнес оказался эффективнее призывов Епархии
Новость о «продавце церковного воздуха» Александре Шустове за несколько дней облетела всю Россию. Предприниматель из села Великорецкое заявил, что будет продавать одно из немногих бесплатных благ. О том, что цены на продукт Александр установил вовсе не христианские, тоже не секрет. Минимальная цена такого сувенира – 500 рублей, максимальная - 3000. Сегодня СМИ пишут, что заказов у Александра много. Мы съездили в Великорецкое узнать, кто же стал основным клиентом. Оказывается, это журналисты.
Сама дорога в Великорецкое без чуда не обошлась. В лесу, с плохой связью, за 7 км до ближайшей заправки автомобиль показал запас топлива полный ноль! Обычно в таких случаях машина глохнет. Оставалось уповать только на Бога. Если доберемся – сомнений нет, Бог есть. И мы добрались.
Александр спокойно встречает у порога очередных журналистов. Разговор с ним, как и дорога, оказался не без проблем. Конкретные данные он давал неохотно, умело переводил разговор на другую тему, отвечал вопросом на вопрос, многословно и бессодержательно. Но тут произошло второе чудо: нам удалось его разговорить.
- Если бы я написал, что воздух стоит 50 рублей, никто бы внимания не обратил. Раз цена такая большая, люди задумываются: легче приехать самому, набрать и подышать. Конечно, если путешественники купят сувенир, воздух быстро уйдёт, но баночка, как память о святом месте, останется, - рассказывает Шустов.
Александр называет своё начинание «самым прозрачным бизнесом». За первые дни октября он отдал 6 банок, а вовсе не огромные заказы, о которых пишут журналисты. Причём Александр не рассказывает, получил ли он за воздух деньги. 2 банки из 6 отданы редакции «Город Киров.ру» и музею истории Хлынова бесплатно. А оставшиеся четыре сувенира, как мы можем предположить, подарены другим журналистам.
Директор музея истории Хлынова Валерий Федяев снисходительно улыбается и спрашивает:
- Вы правда всерьёз это воспринимаете? Я думаю, Александр Шустов просто шутит. Это способ привлечь внимание к паломничеству в село Великорецкое и месту явления иконы, ведь это единственный способ выживания села и сбыта сельхозпродукции, здесь производимой. Если руководству области и епархии это не нужно, приходится неравнодушным жителям самим заниматься продвижением святого места.
- Ценник - это возможность поговорить, способ общения. И для меня, и для туристов. Вот вы проходите мимо прилавка и видите – воздух! Это шутка?! И пошло общение. Легче становится спросить, например, где новую икону нашли, почему на дереве бантики привязывают, где можно воды набрать, где покушать, где машину поставить, где туалет находится, в конце концов.
Александр Шустов, предприниматель и бизнесмен, в Великорецкое переехал в 2010 году. Несмотря на то, что в деньгах он не нуждался, пошёл служить в церковь завхозом. Он и сейчас ведёт бизнес, только совмещает его с домашним хозяйством. Так что прибыль от банок ему не очень-то и нужна.